Помощь проекту Оказание нематериальной и материальной помощи
ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (846) 956-06-01 Время работы с 9:00 до 17:00
Вопрос-ответ
Вы можете задать вопрос, позвонив по телефону: 8 800 345 89 09 или воспользоваться формой обратной связи
Задать вопрос

Ваше письмо отправлено на проверку.
Если вопрос покажется интересным, он в скором времени появится на сайте.
  • Здравствуйте, а удастся ли устроить приемного ребенка в детский сад без очереди? Есть ли какие-то льготы в этом случае?

    Льготы для приемного ребенка при устройстве в детский сад на федеральном уровне не закреплены. На региональных уровнях такие льготы существуют.

    Нужно знать из какого региона вопрос.

    Выплаты также есть Федеральные,есть региональные. Федеральные ниже:

    Федеральные меры социальной поддержки:

    Основание предоставления мер социальной поддержки:

    1. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»

    Меры социальной поддержки

    Порядок предоставления

    1. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 10 988,85 рублей.

    В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

    При исчислении пособия применять районный коэффициент - 15%.

    Назначается и выплачивается по месту жительства одного из опекунов (попечителей) отделом опеки на основании:

    • заявления о назначении пособия;
    • выписки из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства);
    • копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей:

    а) свидетельство о смерти родителей;

    б) решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;

    в) документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;

    г) справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;

    д) медицинское заключение о состоянии здоровья родителей, выданное учреждением здравоохранения;

    е) решение суда об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей;

    ж) справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено.

    2. Единовременное пособие при рождении ребенка.

    С 1 января 2010 года размер единовременного пособия при рождении ребенка с учетом индексации составляет 10 988,85 рублей.

    При исчислении пособия применять районный коэффициент - 15%.

    Назначается и выплачивается опекуну, по месту работы (службы, учебы) на основании:

    • заявления о назначении пособия;
    • справки о рождении ребенка, выданной органами записи актов гражданского состояния;
    • выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке, в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;
    • выписки из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) - для лица, заменяющего родителей (опекуна, усыновителя, приемного родителя);
    • копии документа, удостоверяющего личность.
  • А что входит в медосмотр? Каких специалистов надо пройти? Можно ли их пройти в своей поликлинике? Есть ли какие-то ограничения по действию справок?

    Медицинское заключение подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного (уч. ф. N 25/у-87).

    Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки), подтверждается подписью руководителя медицинского учреждения и гербовой печатью.

    В медицинскую карту амбулаторного больного (уч. ф. N 25/у-87) вносится запись о том, что гражданин(ка) прошел(а) освидетельствование, без указания его цели.

    Бланк "Медицинского заключения" выдается каждому кандидату на руки в органах опеки и попечительства при обращении гражданина(гражданки) с просьбой об усыновлении ребенка, о взятии под опеку (попечительство) или в семью на воспитание. После заполнения и оформления в установленном порядке в учреждении здравоохранения "Медицинское заключение" возвращается в органы опеки и попечительства.

    Действительность медзаключения проверяется:

    1) на момент подачи этого документа в орган опеки, для получения заключения о возможности быть опекуном (приемным родителем);

    2) на момент подачи заявления о назначении кандидата опекуном (ПР).

    Медзаключение о состоянии здоровья кандидата составляется по форме в Приложении № 2 к Приказу Минздрава РФ № 332. Основное требование к месту прохождения медобследование - это должно быть государственное или муниципальное лечебно-профилактическое (т.е. подчиняющиеся Минздраву РФ) учреждение. Отсюда два вывода:

    кандидаты не обязаны проходить медобследование исключительно по месту своего жительства - напротив, они могут обратиться в любое государственное или муниципальное медучреждение, в т.ч. в другом районе, городе и т.д.;

    некоторые ведомственные поликлиники, которые подчиняются, например, Минобороны РФ или другому министерству (но не Минздраву РФ), не имеют полномочий по проведению подобных медобследований.

    Врачи, заполняющие форму медзаключения, должны ответить лишь на вопрос, выявлены или нет у кандидата болезни из перечня в Постановлении Правительства РФ № 117 от 14.02.2013:

    1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

    2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

    3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

    4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

    5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

    6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

    Медицинское заключение действует в течение 6 месяцев со дня выдачи.

    По сложившейся практике срок действия медзаключения отсчитывается с даты подписи главврача и проставления гербовой печати, т.к. до проставления и того, и другого медзаключение считается недействительным даже при наличии осмотров отдельными врачами. Действительность медзаключения проверяется на момент подачи этого документа в орган опеки, выдающий заключение о возможности быть усыновителем (опекуном, приемным родителем), а также на момент подачи заявления на усыновление в суд. Если срок медзаключения истек, то продлить его можно следующим образом: поскольку датой выдачи медзаключения признается дата проставления гербовой печати, находящейся в ведении главврача, а не даты осмотров отдельными врачами-специалистами, можно обратиться к главврачу с просьбой о продлении. При отказе придется проходить медосмотр заново.

    Внимание! Никаких специальных запросов от органов опеки для получения медицинского заключения не требуется.

    Входит ли медосвидетельствование кандидатов в перечень медуслуг, оказываемых по программе ОМС (т.е. бесплатно)? Да, согласно изменениям в п. 1 ст 127 и п. 3 ст. 146 СК РФ с июля 2013 года медицинское освидетельствование кандидатов в усыновители или в опекуны/приемные родители проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    Но даже если состояние здоровья самого кандидата удовлетворительно, однако "у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или приемным родителем, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, специалист должен сделать соответствующую запись в акте обследования условий жизни" кандидата, который в дальнейшем может стать причиной для отказа (п. 4 Письма Минобразнауки № 06-364).

    Приложением 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.96 N 332 утверждена форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего(ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем (Форма N 164/у-96).

    Согласно форме необходимы заключения 8 специалистов:

    1. терапевт

    2. инфекционист

    3. дерматовенеролог

    4. фтизиатр

    5. невропатолог

    6. онколог

    7. психиатр

    8. нарколог.

  • Как полюбить усыновленного ребенка?

    Если вы уже приняли окончательное решение принять ребенка в семью, то данный вопрос не должен стоять перед вами. Он более характерен для сомневающихся родителей, с неустойчивой или деструктивной мотивацией. В таком случае им необходимо обратиться к понятию «безусловная любовь». Что же оно означает?

    Хотим мы этого или нет, но общение с детьми складывается так, что родители ставят ребёнка в определённые условия, выполняя которые, ребёнок получает или не получает похвалу, одобрение (хорошая учёба, помыл посуду, сходил в магазин и т.п.). Словами «молодец», « умница» и др., которыми мы одобряем ребёнка, мы проявляем к нему так называемую условную любовь. Что же получается? Если ребёнок не выполняет условия, то... мы его не любим? И дети часто сомневаются в чувствах родителей, считая, что любовь мамы или папы зависит лишь от поведения ребёнка и соответствия его родительским ожиданиям. А ведь это не так! Безусловная любовь – это принятие ребенка таким какой он есть, безо всяких условий. Она заключается в том, чтобы быть для кого-то значимым, занимать определенное место в жизни и сердце этого человека. Это потребность в хорошем и мягком отношении. Это также потребность ребенка в том, чтобы в нем видели его самого, а не кого-то другого, чтобы не сравнивали ни с каким другим ребенком. Проще говоря, это потребность быть в глазах других людей неповторимым и единственным.

    Давайте поговорим о том, как можно показать ребёнку свою безусловную любовь, ощущая которую ребёнок всегда будет чувствовать себя нужным, значимым, любимым родителями:

    • Утешайте, если ребенок подавлен или у него печальное настроение.
    • Проявляйте физическую заботу: обнимайте ребенка не менее 4, а лучше по 8 раз в день, готовьте его любимую еду, укладывайте спать.
    • Слушайте переживания ребенка – для него важно не что вы ответили, а то, что выслушали.
    • Уважайте его желание держать памятные вещи о прошлом: фотографии, игрушки, одежду.
    • Помогайте в организации дел: планируйте вместе дела, давайте конкретные советы по поводу какой-то деятельности, пишите записки-памятки.
    • Поддерживайте ребенка в переживании его успехов и промахах.
    • Делитесь своими чувствами – для ребенка это значит, что вы ему доверяете.
    • Используйте в общении приветливые фразы:
      • Мне хорошо с тобой.
      • Я рад(а) тебя видеть.
      • Хорошо, что ты пришел.
      • Мне нравиться, как ты…
      • Я по тебе соскучилась.
      • Давай сделаем вместе.
      • Ты, конечно, справишься.
      • Как хорошо, что ты у нас есть.
      • Принимайте ребенка таким, какой он есть.
  • Каковы основные трудности, которые могут возникнуть при воспитании усыновленного ребенка?

    В контексте данного вопроса мы рассмотрим две позиции, которые волнуют многих КВУ: отставание ребенка в развитии и налаживание контакта с малышом («А сможет ли он нас полюбить?», «А как он нас воспринимает – как маму и папу или нет?» и т.д.).

    • Отставание в развитии.

      Первые годы жизни играют в развитии ребенка большую роль, и если они проведены в детском доме, это может иметь разнообразные последствия, начиная от задержки речевого развития малыша и заканчивая различными отклонениями. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов: от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме, от качества ухода, который он получал там и многих других.

      Благоприятная обстановка в семье после усыновления, конечно, в большинстве случаев смягчает то влияние, которое оказало на организм и психику малыша пребывание в детском доме или приюте, но потенциальные родители должны понимать, что не все проблемы могут быть решены быстро и безболезненно.

      Под термином «задержка психического развития» или ЗПР психологи и психиатры понимают «синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых». Любой ребенок, пробывший в детском доме длительное время, в большинстве случаев имеет в медицинской карте диагнозы «ЗПР», «ЗПРР» (задержка психоречевого развития) и «ЗПМР» (задержка психомоторного развития).

      Довольно часто можно наблюдать, что полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года почти половина из них с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти пятьдесят процентов детей из домов ребенка гораздо позже начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы.

      Естественно, чем позже ребенок попадает в семью, тем больше может потребоваться усилий, для того, чтобы он догнал по уровню развития своих домашних сверстников. Кроме проблем с развитием, родителям может быть придется столкнуться с последствиями так называемой «социальной запущенности». Придется многое наверстывать, – то, чему ребенок не научился в детском учреждении. Пониманию, что в чужие квартиры не заходят без приглашения; что соседский велосипед или игрушки не берут без спроса – все это и многое другое – обществом принятое поведение, которое нам кажется естественным. Но ребенок, долгое время проживший в детском доме, может, попадая в незнакомые ситуации, не знать, как реагировать в том или ином случае, может просто не понимать, почему нельзя брать все, что он хочет; он может не знать, что кошельки и сумки других теть считаются частной собственностью в нашем обществе.

      Родителям придется искать множество способов обучения ребенка разным вещам так, чтобы это и не было скучно, и чтобы ребенок не чувствовал себя неумехой, и чтобы он не думал, что все, что он уже умеет, не имеет никакой ценности. И одновременно использовать игру, чтобы создать чувство защищенности, близости, а также чувство особенности, избранности и уверенности, что он очень любим.

      Многих детей нужно научить играть. Делайте вместе что-нибудь и вместе играйте – желательно в игры и с игрушками, предназначенными для детей намного младше. Игры для детей младшего возраста позволяют ребенку постарше наверстать упущенное в развитии.

    • Формирование привязанности.

      Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворении потребностей ребенка, позитивном взаимодействии и признании (принятии ребенка как «своего», как «одного из нас», «похожего на нас».). Если ребенок привязан ко взрослому, то он в меру послушен, хочет быть хорошим для родителей, следует за ними.

      Для ребенка из детского дома характерно нарушение привязанности, вызванное разрывом отношений с биологическими родителями. Одной из важных характеристик привязанности является ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям — если до трех лет ребенок по каким‐то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз, способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться. Такому ребенку будет крайне сложно воспринять приемных родителей как «маму» и «папу».

      Как же установить привязанность между ребенком и замещающим родителями? Вот несколько советов:

      • Поймите, что ответственность за отношения с ребенком лежит прежде всего на вас самих как на родителях.
      • Предлагайте больше контакта и близости, чем запрашивает ребенок. Будьте инициаторами общения с ним.
      • Создавайте обстоятельства, в которых ребенок будет вынужден зависеть от вас.
      • Старайтесь  чаще попадать в личное пространство ребенка в дружественной манере (смотрите ему в глаза, улыбайтесь и т.д.).
      • Бережно храните все детские привязанности, включая неблагополучных биологических родителей и детский дом.
  • Как правильно воспитывать ребенка с точки зрения психологии?

    Современная психологическая наука предлагает множество методов воспитания ребенка. Выбор остается всегда за самими родителями. Желательно, чтобы с самого детства родители практиковали методы «Я-сообщение», «Активное слушание», конструктивно разрешали конфликтные ситуации.

    В жизни каждого ребенка должны быть поощрения и наказания. Вот несколько рекомендаций по этому поводу для родителей:

    • Старайтесь замечать даже самое маленькое достижение ребенка в любом деле, в поведении, в отношении к окружающим.
    • Хвалить ребенка нужно гораздо чаще, чем ругать.
    • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, более благополучными, хвалите его за его успехи и достижения.
    • Если вы недовольны ребенком, не спешите высказывать свое отношение к нему – бурная эмоциональная реакция помешает ему понять, за что на него сердятся.
    • Старайтесь кратко и точно излагать свои претензии к ребенку, так как большинство детей не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Слуховой канал отключается, и ребенок перестает вас слушать и слышать.
    • Никогда не ругайте ребенка за неумение, попытайтесь понять природу детских трудностей.
    • Наказание трудом, лишением еды, сна или прогулки недопустимо.
    • Имейте в виду, что родитель, который сердится на ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
    • Не забывайте сомневаться, помните, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили Вы.
    • Не обольщайтесь – вы не идеал. А значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка безоговорочно следовать вашему примеру.
    • Не выражайте свои похвалы детям в избыточной форме.
    • Используйте разные формы несловесной поддержки (улыбка, кивок головой, контакт рукой, поглаживание, контакт глаз и другое).
Отправка на E-mail

Ссылка успешно отправлена на указанный вами E-mail